Подковывание лошадей практикуется уже давно, первые примитивные подковы появились примерно в третьем или четвертом веке нашей эры. До этого копыта животных защищали с помощью растительных волокон и кожаных ремней, но с сомнительным успехом. С развитием коневодства подковывание лошадей стало обычным делом, и мастера стали пользоваться большим уважением. Сегодня существует множество видов подковывания, и выбор зависит от использования лошади, породы, состояния копыт и других факторов. Зачем лошадям нужна обувь, если они могут обойтись без нее в дикой природе?
Назначение подковы
Копыта лошадей достаточно прочны, чтобы защитить их ноги в полевых условиях. Но дикие лошади бегут без стресса, выбирая свой собственный путь и избегая острых камней и других препятствий. Кроме того, вольный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. Лошади, которые содержатся в конюшнях, имеют совершенно другие условия. Ограниченные прогулки ограничивают движение, делая копыта менее компактными и, следовательно, более легкими для желчи. Им приходится ездить не только по земле, но и по асфальту, брусчатке и другим твердым поверхностям, а также с балластом. Все это приводит к тому, что копыто изнашивается гораздо быстрее, чем отрастает.
Какие риски связаны с изношенными копытами? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, через трещины проникают грязь и болезнетворные микроорганизмы. Это вызывает воспаление тканей, что приводит к боли, хромоте и полному отказу лошади двигаться. Подковы обеспечивают защиту от таких травм, выполняя ту же функцию, что и обувь для людей. Качественная, правильно выращенная обувь позволяет животному свободно скакать по самым неровным дорогам без повреждения копыт.
Помимо защитной функции, подковы помогают животному не поскользнуться на мокрой траве или обледенелой дороге, исправляют деформированные копыта и уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество езды и облегчают преодоление препятствий. Тип используемой обуви варьируется от места к месту.
Дизайн подковы
Современные подковы различаются по форме, материалу изготовления, толщине и другим параметрам, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из низкоуглеродистой стали, которой можно придать форму не только с нагревом, но и без нагрева. Подковы имеют округлую форму для передних ног и слегка вытянутую для задних ног, что обусловлено естественной конфигурацией копыта.
Прямая подкова — это изогнутая пластина с отверстиями, причем каждая часть этой пластины имеет свое название:
- Бранши — это части пластины от абатмента до пятки. Различают внутреннюю и внешнюю ветви;
- Верхняя поверхность — плоскость, прилегающая к копыту;
- Нижняя (внешняя) поверхность — это плоскость, соприкасающаяся с землей;
- абатмент (выступ) — небольшой вертикальный выступ в передней части клинка
- гвоздь программы;
- внутренние и внешние боковые края;
- отверстия;
- отверстия для гвоздей;
- пятка — закругленный конец ветки;
- шипы — приспособления, улучшающие сцепление подковы с поверхностью земли. Они устанавливаются при необходимости, например, на льду или при движении по замерзшей траве.
В целом, протектор делится на три части: сцепная зона, боковая зона и задняя зона. Область, прилегающая к рогу, также разделена на две зоны — внешнюю и внутреннюю. Внешняя область больше, поскольку она поддерживает копыто и должна быть идеально ровной. Если ветви подковы находятся в разных плоскостях или имеют неровности, лента не будет плотно прилегать к копыту, нагрузка будет распределяться неравномерно, а роговой слой будет деформирован.
Нижняя поверхность также горизонтальна, но она не сплошная: на внешнем крае имеется продольный разрез, который называется ногтевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, прибиваемых к подкове, не выступают, что делает их менее уязвимыми для истирания. Гвозди не вбиваются в ногтевое ложе и пяточную область, поэтому порезов там не бывает. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, напрямую влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия сделаны неправильно, то при вбивании гвоздей повреждается ткань под роговицей. Количество отверстий для гвоздей — 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. В передних подковах они располагаются ближе к крюку, в задних подковах — смещены в сторону пятки. Размер и форма отверстий должны быть идентичны шейке ногтя.
Толщина ремешка в подкове среднего размера составляет 8 мм, ширина — 22 мм. Всего существует 13 размеров обуви для лошадей, каждый из которых имеет определенные параметры изделия: размер ветки, ширина между каблуками и в самом широком месте, вес, толщина и другие показатели. Они продаются парами, для передней и задней части копыта.
Разнообразие подков
Все подковы делятся на три основных типа — стандартные, спортивные, ортопедические. Кроме того, каждый из них также имеет свои модификации, строго соответствующие конкретному назначению.
Тип подковы | Характеристики |
---|---|
Используется для рабочих лошадей. Вес подковы варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия оснащены сменными шипами — летние имеют округлую тупую форму и небольшую высоту, зимние — острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и подковы, изготовленные вручную опытными кузнецами. | |
Они используются для спортивных лошадей в скачках, прыжках и многоборье. Изготавливаются из алюминия, пружинной стали и многих других легких и прочных сплавов. Для каждого вида соревнований используются подковы разной формы и веса. Например, для скачек используются легкие изделия весом не более 120 г, для мультиспорта — с плотностью и воротником на нижней плоскости, весом от 180 до 200 г. | |
Они изготавливаются из стали, пластика и алюминия и различаются по дизайну. Форма подковы подбирается индивидуально в зависимости от типа травмы и состояния копыта. Эти продукты способствуют заживлению копыта, уменьшают боль при ходьбе и выравнивают движения. |
Самые современные подковы по своей конструкции заметно отличаются от описанных выше. Они напоминают сандалии с ремешками и пружинами и сделаны из специального материала. Обувь не имеет гвоздей и крепится к копыту с помощью этих ремешков, что позволяет менять подковы за несколько минут. Конечно, цена таких продуктов достаточно высока, и не каждый владелец лошади может их себе позволить.
Существуют более дешевые альтернативы, также изготовленные из пластика, но с более простым дизайном и формой, более похожей на стандартную подкову. В зависимости от дизайна, они крепятся либо гвоздями (только меньшего размера), либо специальным клеем.
Какие инструменты необходимы
Для забивания подков необходимы следующие инструменты:
- специальные плоскогубцы;
- крючок;
- рашпиль с двумя типами насечек;
- клиппер;
- нож с изогнутым концом (нож для копыт);
- молоток;
- гаечный ключ.
Для крепления подковы используются специальные гвозди — эхналы, отличающиеся формой головки и штифта. Гвозди Ehnal выпускаются длиной от 45 до 70 мм и подразделяются на шесть размеров в соответствии с ГОСТом. Они используются только один раз и не являются многоразовыми. Кроме того, в процессе может понадобиться ковка — она используется, если животное слишком робкое или нетерпеливое.
Как производится ковка
Частота ковки зависит от стресса, которому подвергается животное, и скорости роста копыта. В среднем это делается раз в месяц, хотя у спортивных лошадей подковы нужно менять чаще. У лошадей, выступающих в барьерных, гладких скачках и школах верховой езды, обычно обуты только передние ноги, в то время как в конкуре и многоборье должны быть обуты все четыре конечности. Если лошадь содержится в конюшне на заднем дворе и редко выходит на асфальтированную дорогу, подковы не нужны вообще.
Правильный процесс обувания должен осуществляться поэтапно:
- изношенные подковы снимаются;
- копыта очищаются от грязи и мусора;
- проводятся измерения;
- Подковы устанавливаются и закрепляются.
Эта работа требует большого терпения, изобретательности и физической силы, так как справиться с крупным и проворным животным нелегко. Иногда молодые и упрямые лошади отказываются от подковывания, стремясь ударить или укусить хозяина. В таких случаях процесс затягивается: в первый день кузнец просто поднимает ноги животного по одной и вбивает их в копыта. На следующий день обувают одну и две ноги, а на третий день обувают остальные. За это время лошадь привыкает к всаднику и лучше усваивает процесс обувания. Теперь более подробно рассмотрим процесс обувания.
Шаг 1: Поднимите ногу лошади и очистите крючком мусор в подкове. Не обязательно чистить его тщательно, главное — сделать это по краю, чтобы подкову было легко подцепить.
Шаг 2: Возьмите плоскогубцы, возьмитесь за край старой подковы и резким движением оторвите ее вместе с гвоздями.
Шаг 3: Теперь очистите все, что попало в копыто, и с помощью копытного ножа удалите всю поверхность рога.
Затем заточите всю поверхность, особенно края копыта. Этот участок должен быть абсолютно ровным, чтобы подкова могла быть сформирована ровно и плотно.
Шаг 5: Когда одно копыто сформировано, придайте форму всем остальным таким же образом.
Шаг 6: Новое копыто прикладывается к подготовленному копыту и производится измерение, другими словами, приблизительное определение правильного угла для изделия. Регулировка производится с помощью молотка на металлической наковальне.
Шаг 7: Подкову снова примеряют и, если все в порядке, приступают к забиванию гвоздей. Первый гвоздь забивается в первое отверстие в прихватке, второй гвоздь забивается с противоположной стороны, а все остальные гвозди забиваются в таком порядке. Ушные гвозди забиваются перпендикулярно плоскости подковы, так что их кончики выступают за пределы копыта. Это гарантирует, что животное не испытает дискомфорта, так как в роговице нет нервных окончаний, что означает отсутствие боли.
Шаг 8: Загните выступающие концы ушей молотком к нижнему краю копыта, а затем прижмите крючок. После этого подкова должна плотно сидеть на ноге и двигаться под давлением.
Шаг 9 Для следующего шага потребуется металлическая подставка в виде толстой, прочной трубы высотой около полуметра. Он размещается в передней части лошади для передних копыт и около живота для задних копыт. Поднимите ногу на подставку и обрежьте выступающие мыщелки копыт.
Шаг 10 Возьмите рашпиль и еще раз отшлифуйте копыто, выравнивая его края по подкове.
Если возникнет необходимость в шипах, а новая подкова не имеет отверстий для шипов, их можно легко изготовить. Для этого, когда обувь надета и отрегулирована, просверлите четыре отверстия — одно спереди, перед защелкой и одно на пятке (в конце ногтевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шпилек.
После того как отверстия просверлены, нарежьте в них резьбу и вкрутите шпильки. Забивание гвоздей производится так же, как и для стандартных. Важно помнить, что шипы должны быть установлены на всех четырех конечностях, так как в противном случае лошадь будет испытывать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.
Без знаний и навыков не следует пытаться самостоятельно подковать лошадь. Неправильное выполнение этой процедуры может привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, и вам не следует рисковать. Однако для тех, кто имеет опыт работы с лошадьми и знает, как правильно чистить копыта, можно попробовать сделать чистку под руководством профессионала.